Продление моратория на проверки до 31 декабря 2018 года формально запрещает всем контролерам проверять украинский бизнес, пока не появится список органов, на которые этот запрет не распространяется. Как отмечают юристы Crowe LF Ukraine, формально мораторий распространяется и на налоговые проверки — до тех пор, пока Кабмин своим постановлением не утвердит соответствующий список, куда будут включены и налоговики.

Таким образом, если в этом промежутке времени налоговые органы выйдут на проверку, у компании есть основания не допускать их со ссылкой на данный мораторий.

«При этом мы не исключаем, что ГФС не согласится с распространением моратория на налоговые проверки, ссылаясь на то, что на них закон «Об основных началах госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности» (а именно на нем основан данный мораторий) не распространяется. Однако, в таком случае подход Государственной фискальной службы будет противоправным и с ним можно и нужно спорить», — подчеркнули в Crowe LF Ukraine.

Напомним, мораторий продлен законом о госбюджете Украины на 2018 год и соответствующие правки закона о госнадзоре вступили в силу уже с 1 января 2018 года.

Что могут налоговики

Если до сих пор ст. 6 закона о госнадзоре содержала список контролеров, которые не подпадали под действие моратория, то теперь из-под действия закона могут быть выведены только те контролирующие органы, перечень которых установит Кабмин.

Как сообщили в Госрегуляторной службе Украины (ГРС), соответствующий документ должен появиться в самое ближайшее время.

Советник киевского офиса, МЮФ Baker McKenzie Юрий Залуский ранее уточнял, что мораторий на проверки бизнеса впервые был введен еще в августе 2014 г. тоже законом о госбюджете. Он действовал только до конца того же года и запрещал контролирующим органам проводить любые виды инспекций, кроме как по согласию Кабмина или заявлению самого предприятия. Но мораторий не касался ГФС.

Позднее такой общий мораторий продлили, а для налоговых проверок ввели еще один — налоговый, который распространялся на налоговые проверки. Но он касался только предприятий с годовым доходом меньше 20 млн грн и не касался бизнеса, связанного с производством и продажей подакцизных товаров.

По словам юристов, прежде всего, нужно помнить, что запрет на проверки касается исключительно плановых налоговых проверок.

Напомним, в конце декабря ГФС обнародовала план-график налоговых проверок на 2018 год. Кроме того, с 1 января 2018 вводится интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля), для информирования о мерах госнадзора как субъектов хозяйствования, так и органы государственной власти, местного самоуправления.

Субъект хозяйствования уже сейчас может получить информацию из автоматизированной системы о том, кто будет осуществлять проверку (какой контролирующий орган), что будут проверять (предмет проверки), когда состоится инспекция и сроки ее проведения.

Кроме того, с 1 июля 2018 года Кабмин должен разработать и запустить риск-ориентированную систему проверок. Соответствующе поручение премьер-министр Украины Владимир Гройсман дал в декабре 2017-го.

В свою очередь глава Госрегуляторной службы Ксения Ляпина отметила, что с 2018 года, согласно предлагаемым правительством изменениям, должна заработать система информирования о результатах проверок. Чтобы нельзя было применять разные санкции в одной и той же ситуации.

По словам юристов Crowe LF Ukraine, уже сейчас, согласно действующему законодательству, если деятельность предприятия подпадает под высокий степень риска и в 2017 году уже была соответствующая плановая проверка, то проведение аналогичной ревизии в 2018 году является недопустимым.

Впрочем, налоговики наверняка попытаются воспользоваться всеми возможностями, чтобы проверять бизнес. Например, активно применяя внеплановые инспекции.

Внеплановые меры

Согласно сообщению Госрегуляторной службы, в закон о госнадзоре (№1728) с 1 января 2018 года внесены изменения, расширяющие основания для внеплановых мер контроля.

Во-первых, внеплановая проверка может быть проведена в случае наступления события, которое имеет значительное негативное влияние (согласно критериям, утвержденным КМУ) на права, законные интересы, жизнь или здоровье человека, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности государства. Во-вторых, внеплановая проверка может быть проведена для выяснения того, как предприятие выполнило предписания поле предыдущей ревизии. Конечно, это больше касается других проверяющих органов, однако нельзя исключать, что налоговики найдут способы применения этих критериев.

Тем более, что ГФС назвала проверки и рассылки писем наиболее действенными инструментами в работе с налогоплательщиками. По данным фискалов, инспекции являются наиболее действенным методом стимулирования уплаты единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Это показали результаты проекта, в ходе которого ГФС определяла наиболее эффективные методы работы с налогоплательщиками в Винницкой и Днепропетровской областях на протяжении второго квартала 2017 года.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: налоги налоговые проверки гфс ревизия госрегуляторная служба
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 11322
Загрузка...
Загрузка...